Техническое задание на новый истребитель немецкая фирма «Фоке-Вульф», располагавшаяся в Бремене получила весной 1938 года. Предполагалось, что новая машина придет на смену хорошо известному истребителю Bf.109 Вилли Мессершмита. Курт Танк, главный конструктор фирмы «Фокке-Вульф» видел новый истребитель простой в обслуживании и легкой в управлении, но в то же время мощной и хорошо вооруженной машиной. В отличии от других немецких конструкторов, оснащавших свои машины двигателями водяного охлаждения, Курт Танк решил применить на новом самолете BMW139 – мощный звездообразный мотор воздушного охлаждения. Такое решение было не случайным. Во-первых, новый двигатель был черезвычайно мощным (1550 л.с.). Во-вторых, он обладал большим запасом живучести (то есть мог работать при получении значительных боевых повреждений). Наконец такой мотор обеспечивал отличную защиту пилота при атаках с передней полусферы. Прототип FW190V-1 совершил первый полет 1 июня 1939 года, и летчик-испытатель Ганс Зандер отметил отличную управляемость машины. Единственным серьезными проблемами были перегрев двигателя и высокая температура в кабине.
Однако, при доводке мотора BMW139 возникли трудности, и Курт Танк решил оснастить следующий прототип и серийные машины двигателем BMW801. Этот мотор был тяжелее, но зато на 150 л.с. мощнее, чем BMW139. Первые серийные самолеты FW-190A-0 были выпущены заводом в Бремене осенью 1940 года. Новый истребитель выпускался на заводах фирм «Фокке-Вульф», «Арадо» и AGO. Первый опыт полетов на новой машине в войсках выявил её существенные недостатки – перегрев и даже загорание мотора в полете, плохую работу автомата регулировки смеси, что приводило к остановкам двигателя.
В процессе серийного производства фирма постоянно совершенствовала истребитель и добилась его высокой надежности. Вслед за первой модификацией появляются FW190A-1, A-2, A-3, которые отличались более мощными версиями двигателя и вооружением. Пилоты союзников, сталкиваясь с новым истребителем, единодушно отмечали, что это весьма грозный противник в бою.
Истребитель-бомбардировщик FW-190A-8, который был самой массовой модификацией FW190 – было построено около 8тыс. машин. Основными отличиями новой версии были: приемник воздушного давления, располагавшийся на законцовке правого крыла, слегка смещенные вперед бомбодержатели, кинофотопулемет в левом крыле, а также бак для закиси азота, впрыскивание которой в цилиндры позволяло кратковременно поднять мощность двигателя на большой высоте. Самолет был вооружен двумя пулеметами MG131 калибра 13мм, четырьмя 20-мм пушками MG151/20. По весу секундного залпа немецкий истребитель превосходил машины союзников.
В марте 1944 года успешной наступление союзных войск заставило Германию отказаться от производства многих видов боевых самолетов в пользу штурмовиков – машин непосредственной поддержки войск на поле боя. На базе самолета FW190A-8 была создана штурмовая модификация FW190F-8. Две крыльевые пушки были сняты, и за счет сэкономленного веса была усилена бронезащита. Основным способом поражения целей стала атака с малой высоты с использованием фугасных авиабомб. На базе этого штурмовика были созданы двухместная учебно-тренировочная машина FW190F-8/U1, носители бомб-торпед FW190F-8/U2 FW190F-8/U3, торпедоносец FW190F-8/U14.
Впоследствии на базе FW190 серии А немецкими конструкторами было создано семейство истребителей FW190D с двигателями водяного охлаждения. Эти модели стали дальнейшим развитием FW190.
Истребитель FW190 характеризовался нашими пилотами как грозный противник, однако, с появлением на вооружении Красной Армии новейших истребителей Ла-5, Ла-7 и Як-3, немецким летчикам пришлось нелегко. По скорости горизонтального полета на высотах 2-3 тыс. метров (наибольшая плотность боев приходилась именно на эти высоты) наши машины не уступали FW190, а по маневренности и скороподъемности значительно превосходили его. «Фокке-Вульф» был тяжел, и по времени и радиусу виража значительно уступал советским истребителям. Однако, были у него и преимущества. Одним из них была высокая скорость по крену. Даже при худшем вираже FW190 немецкий пилот имел возможность оторваться от преследующего противника, непрерывно перекладывая машину из правого в левый вираж. Вторым преимуществом была высокая скорость пикирования, позволяющая выйти из боя в случае необходимости. Наконец мощное вооружение давало возможность успешно завершить атаку. Однако, все это уже не могло спасти Люфтваффе – фашизм доживал свои последние дни.